В конце ноября Инженерный лицей КНИТУ-КАИ посетила группа педагогических работников образования Республики Саха (Якутия).
Обширная программа ГАОУ ДПО «Института развития образования Республики Татарстан» включала, в частности, изучение опыта Лицея в сфере электронного обучения, применения дистанционных образовательных технологий.
Как подчеркнула руководитель группы З.И.Замалетдинова, доцент кафедры начального общего образования ГАОУ ДПО «Института развития Республики Татарстан» важность организации смешанного и дистанционного обучения в школах Якутии трудно переоценить, поскольку из-за сильных морозов (уже сейчас температура воздуха в Якутии местами снизилась до минус 45°С!) приходится отменять много занятий. Использование дистанционных технологий помогло бы решить эту проблему.
Выступивший перед якутскими коллегами директор Инженерного лицея Д.Д.Габидуллин отметил, что внедрение электронного обучения, правильная организация учебного процесса с применением Системы управления обучением (СУО, LMS) актуально ещё и потому, что позволяет сфокусировать учебный процесс на профильных дисциплинах. В частности, в Инженерном лицее за счёт применения LMS MOODLE удалось сбалансировать распределение учебной нагрузки между дисциплинами физико-математического и гуманитарного циклов и за счёт этого повысить качество подготовки лицеистов к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).
В работе с якутской делегацией также приняли участие сотрудники Отдела электронных технологий в образовании (ЭТвО) КНИТУ-КАИ.
Выступление начальника Отдела ЭТвО О.А.Кашиной было посвящено обзору основных возможностей организации учебного процесса с использованием электронных курсов в Системе управления обучением. Она подчеркнула, что электронный курс – это не только контент, но, главным образом, образовательная траектория, выстраиваемая и контролируемая преподавателем в течение всего процесса обучения. Внедрение дистанционных образовательных технологий не только не умаляет роли преподавателя, но, напротив, многократно усиливает её. Были продемонстрированы примеры электронных курсов, содержащих разнообразные средства коммуникации, контроля знаний и обеспечения обратной связи с обучаемыми – это такие объекты LMS как «Задание», «Тест», «Опрос», «Форум», «Wiki» и другие. Коллег из Якутии заинтересовали возможности автоматизации рутинной работы преподавателя, высвобождения времени для творческой работы и общения с обучаемыми посредством применения дистанционных технологий.
В докладе ведущего специалиста по учебно-методической работе ОЭТВО В.Н.Устюговой был сделан акцент на важность подготовительного этапа внедрения электронного обучения – этапа, на котором происходит обучение самих преподавателей. Необходимо обучать преподавателей – причём обучать не только технологиям, но, главным образом, методологии создания и использования электронных курсов. К слову, в КНИТУ-КАИ успешно реализуется одноимённая программа повышения квалификации, авторами и тьюторами которой являются сотрудники Отдела ЭТвО. Программа является полностью дистанционной и потому доступна не только преподавателям КНИТУ-КАИ, но всем желающим повысить свою квалификацию в сфере электронного обучения – независимо от географического их нахождения.
С техническими требованиями к оборудованию и программному обеспечению для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий познакомил участников встречи инженер-программист Отдела ЭТвО Р.Е.Архипов.
Большое впечатление на гостей из Якутии произвела экскурсия по лицею, на которой они познакомились с оборудованием учебных аудиторий и компьютерных классов, с организацией учебного процесса, внеклассной работы и досуга лицеистов.
По словам заместителя директора Лицея И.Р.Халикова, «сотрудничество с якутскими коллегами может быть плодотворным и полезным для обеих сторон, особенно перспективным оно может быть в сфере электронного обучения, внедрения дистанционных образовательных технологий».