Отображение сетевого контента Отображение сетевого контента

3 марта 2019 - 185 лет со дня рождения русского предпринимателя и собирателя живописи С.М. Третьякова

03.03.2019 23:30

Собрание русской живописи Павла и Сергея Третьяковых – уникальное явление в национальной культуре России, пример культурного меценатства и духовного подвижничества

1

Третьяков Сергей Михайлович родился 3 марта 1834 в Москве - российский купец-предприниматель, общественный деятель, меценат, собиратель западноевропейской живописи. Совместно с братом Павлом Михайловичем и зятем В.Д. Коншиным предприятии Сергей Михайлович участвовал в делах торгового дома «П. и С. братья Третьяковы и В.Коншин» и Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры. Он занимался организацией оптового сбыта товаров и торговыми операциями за рубежом. В 1877-1881 гг. С.М. Третьяков исполнял должность московского городского головы, состоял членом Московского художественного общества и московского отделения Русского музыкального общества, где он с 1869-го по 1889 год был председателем. В 1881-1887 гг. С.М. Третьяков на свои средства издавал «Художественный журнал». Он участвовал в подготовке Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве. В юности Сергей Михайлович увлекался музыкой, брал уроки пения; близким другом братьев Третьяковых был Н.Г. Рубинштейн. Под влиянием брата С.М. Третьяков увлёкся коллекционированием. Первоначально он покупал картины русских художников: А.П. Боголюбова, Ф.А. Васильева, В.В. Верещагина, В.Г. Перова, А.А. Иванова, А.И. Куинджи, И.Н. Крамского, В.Д. Поленова и др. В собрании Сергея Михайловича находилось и несколько скульптур отечественных мастеров: М.М. Антокольского, П.К. Клодта, Н.А. Лаверецкого, С.И. Иванова и др.

С первой половины 1870-х годов С.М. Третьяков собирал в основном произведения западноевропейской живописи, пользуясь советами И.С. Тургенева и художника А.П. Боголюбова. Ядро коллекции составили картины французских художников: Ж.Л. Давида, К. Коро, Э. Делакруа, Н.В. Диаза, Ш.Ф. Добиньи, Ж. Дюпре, К. Труайона, Г. Курбе, Ж. Бастьен-Лепажа, Э. Месонье, Ж.П. Лоранса, Л.Ж.Ф. Бонна. Третьяков приобретал произведения и других школ: немецкую живопись в его коллекции представляли А. фон Менцель, О. Ашенбах, Л. Кнаус, голландскую - Й. Исраэлс и др., испанскую — М. Фортуни и др. К концу 1880-х гг. в собрании Третьякова насчитывалось 84 полотна западноевропейских художников.

Сергей Михайлович был известен в Москве как благотворитель. Он жертвовал крупные суммы на детские приюты, больницы, училища, выкупил для города из казны Сокольничью рощу. В 1870-71 гг. С.М. Третьяков вместе с братом устроил проезд между Никольской улицей и Театральным проездом, получивший название Третьяковский проезд.

В 1871 году С.М. Третьяков приобрёл, а в 1872-75 гг. перестроил по проекту архитектора А.С. Каминского особняк на Пречистенском бульваре (ныне Гоголевский бульвар, 6).

2 3 4 5

Здесь с самого начала размещалась художественная коллекция Сергея Михайловича, бывали представители московской интеллигенции, художники и музыканты, в том числе П.И. Чайковский, Рубинштейн, И.Е. Репин, однако для свободного посещения собрание было почти недоступно, поскольку хозяин подолгу бывал за границей, а с 1889 года жил в Петербурге.

6 7

Сергей Михайлович Третьяков скончался 6 августа 1892 года в Петергофе, он был похоронен на Даниловском кладбище. По завещанию С.М. Третьякова его коллекция перешла в распоряжение брата. По описи в 1892 года в ней значилось 75 картин западноевропейских художников, 8 рисунков, а также несколько картин и скульптур русской школы. Она была перевезена в Лаврушинский переулок и первоначально размещалась в одном из залов, а в 1898 выставлена в двух специально для неё пристроенных залах. В 1925 году картины в основном были переданы в Музей изящных искусств, а несколько — в Эрмитаж.

С литературой по теме можно ознакомиться в научно-технической библиотеке им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ

8

Государственная Третьяковская галерея: история и коллекция: сборник / ред. Я. В. Брук. - 4-е изд., стер. - М. : Искусство, 1989. - 444 с.

Аннотация: Государственная Третьяковская галерея является одним из крупнейших в России хранилищ отечественного изобразительного искусства. Начало ей положила блестящая коллекция русской живописи, собранная московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым и в 1892 году переданная им городу Москве. Задуманная своим основателем как музей, позволяющий "иметь понятие о всех русских художниках", Третьяковская галерея представляет посетителям уникальное собрание древнерусской иконописи, шедевры отечественного изобразительного искусства XVIII-XIX веков, а также наиболее выдающиеся достижения русского и советского искусства XX века. Сегодня Государственная Третьяковская галерея - это большой музейный комплекс. Ее основная экспозиция располагается на своем первоначальном месте в исторической части Москвы, в тихом Лаврушинском переулке. В здании на Крымском валу представлены лучшие произведения искусства XX века.Со славными страницами истории русского искусства знакомят филиалы Галереи: Дом-музей В.М.Васнецова, Музей-мастерская А.С.Голубкиной, церковь Святителя Николая в Толмачах и другие.

9

Мастера мировой живописи XIX - XX века / М. М. Алленов, Е. М. Алленова, Ю. А. Астахов и др.; под ред. Е. Д. Федотовой. - М. : Белый город, 2005. - 528 с.

Аннотация: Данное издание призвано рассказать об истории мировой живописи, динамике ее развития от века к веку. Каждое столетие, рождая новый взгляд на мир, властно преобразовывало оценку его художниками. На отрезке исторического времени, называемом «веком», работали мастера, которые шли вровень с его открытиями, осваивая и закрепляя их, но и те, которым суждено было стать первооткрывателями, преобразователями старой художественной системы. Задача книги - объективно показать вклад тех и других в мировой художественный процесс, представить творчество каждого в панораме живописи определенного столетия. Это позволит читателю познакомиться с традициями национальных школ, уяснить логику их исторического развития от века к веку, проследить как неизбежное сходство художественного мышления, так и возможные взаимовлияния, движимые живописцами, поиск нового или обращение вспять в желании найти опору в классической традиции. Через творчество многих мастеров европейской живописи читатель может познакомиться с различными ее стилями и направлениями. А присутствие произведений наиболее крупных живописцев Китая, Японии, стран арабского Востока позволит соотнести «всеевропейские» процессы с развитием стран восточного региона. Знакомясь с историей развития живописи от века к веку, в данном томе можно наглядно представить себе живую цепь развития национальных традиций, понять, как важна была для живописцев всех поколений роль художественного наследия. Поэтому, задумывая издание о мастерах мировой живописи, коллектив авторов и издателей стремился не только показать показать ее разнообразие, но и привлечь внимание читателей к живописной классике. И если среди читателей этого тома удалось расширить круг ее поклонников, то можно считать, что авторский труд вознагражден.

10

Мастера мировой живописи XI - XVIII века / Л. С. Алешина, М. М. Алленов, Н. А. Борисовская и др.; под ред. Е. Д. Федотовой. - М. : Белый город, 2005. - 512 с.

Аннотация: Данное издание призвано рассказать об истории мировой живописи, динамике ее развития от века к веку. Каждое столетие, рождая новый взгляд на мир, властно преобразовывало оценку его художниками. На отрезке исторического времени, называемом «веком», работали мастера, которые шли вровень с его открытиями, осваивая и закрепляя их, но и те, которым суждено было стать первооткрывателями, преобразователями старой художественной системы. Задача книги - объективно показать вклад тех и других в мировой художественный процесс, представить творчество каждого в панораме живописи определенного столетия. Это позволит читателю познакомиться с традициями национальных школ, уяснить логику их исторического развития от века к веку, проследить как неизбежное сходство художественного мышления, так и возможные взаимовлияния, движимые живописцами, поиск нового или обращение вспять в желании найти опору в классической традиции. Через творчество многих мастеров европейской живописи читатель может познакомиться с различными ее стилями и направлениями. А присутствие произведений наиболее крупных живописцев Китая, Японии, стран арабского Востока позволит соотнести «всеевропейские» процессы с развитием стран восточного региона. Знакомясь с историей развития живописи от века к веку, в данном томе можно наглядно представить себе живую цепь развития национальных традиций, понять, как важна была для живописцев всех поколений роль художественного наследия. Поэтому, задумывая издание о мастерах мировой живописи, коллектив авторов и издателей стремился не только показать показать ее разнообразие, но и привлечь внимание читателей к живописной классике. И если среди читателей этого тома удалось расширить круг ее поклонников, то можно считать, что авторский труд вознагражден.

11

Романовский, Андрей. Пейзаж в русской живописи: более 600 иллюстраций / А. Романовский. - М. : Белый город, 2008. - 416 с.

Аннотация: Альбом «Пейзаж в русской .живописи» прослеживает все этапы русского пейзажного искусства - от пейзажа русских икон, далекого от внешне правдоподобного воспроизведения природы, от сухих топографических видов до пейзажа наших дней, начала XXI века, наследующего лучшие традиции русских выдающихся живописцев. Временной период, прослеженный автором, огромен - от открытия отдельного класса пейзажной живописи в Российской академии художеств в начале XIX века до расцвета искусства русского пейзажа конца XIX века. История создания шедевра неотделима от судьбы художника. В альбоме существенное место занимают биографические очерки выдающихся пейзажистов, раскрывающие истории создания знаменитых полотен, составивших славу школы русского пейзажа: Щедрина, Айвазовского, Саврасова, Боголюбова, Шишкина, Левитана, Куинджи, Рериха... Автор рассказывает и о менее известных русских мастерах, которые остались в истории русского искусства благодаря нескольким картинам, например, таких как Джогин, Орловский, Светославский, Крачковский и многие другие. Более 600 превосходно подобранных иллюстраций, представленных в издании, всесторонне и глубоко раскрывают историю русского пейзажного искусства.

По материалам с сайтов: http://ptiburdukov.ru

Материалы подготовлены: О.А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева

Источник: