Отображение сетевого контента (Глобально) Отображение сетевого контента (Глобально)

«Методология создания и использования электронных курсов»

14.06.2019

Завершилось обучение очередной группы слушателей программы. Материал подготовлен в рамках постоянной рубрики.

Одним из обязательных условий успешного внедрения электронного обучения в вузе является подготовка профессорско-преподавательского состава. Речь идёт не только о выработке у преподавателей «технологических» компетенций, связанных с работой в системе управления обучением, но, в первую очередь, об обучении методологии создания электронных курсов и использованиях их для организации самостоятельной работы студентов.

«Методология создания и использования электронных курсов» – так называется дистанционная программа повышения квалификации, реализуемая в КНИТУ-КАИ с 2016 года (см. материалы [1] – [5]). Подведём итоги недавно завершившегося обучения очередной, 8-й группы слушателей программы.

- Что представляют собой результаты обучения по программе «Методология…»?

- Действительно, ориентированность на результаты обучения – основной принцип компетентностной парадигмы образования (в отличие от более ранней – знаниевой – парадигмы). Проектирование результатов обучения – одна из самых важных и самых сложных задач, стоящих перед авторами дистанционного курса. Что касается программы «Методология…», то каждый её слушатель в течение всего процесса обучения (обычно 2,5 – 3 месяца) создаёт в LMS Blackboard «каркас» электронного курса в поддержку одной из преподаваемых им дисциплин. Под «каркасом» понимается структура курса, т.е. «разбивка» материала по разделам/модулям и темам в соответствии с Рабочей программой дисциплины, система навигации по курсу, размещённые в курсе метаданные, методические рекомендации и учебные материалы по (хотя бы) одной теме.

Программа построена так, что достижение этих результатов происходит постепенно. Дистанционный курс содержит 12 обязательных для выполнения заданий – выполняя их последовательно, слушатель тем самым выстраивает упомянутый выше «каркас» своего электронного курса в Blackboard. Все задания проверяются и оцениваются тьютором программы. При наличии каких-либо замечаний по работе того или иного слушателя, тьютор записывает для него видеокомментарий с разъяснениями и рекомендациями. Тем самым происходит индивидуализация обучения.

Краткое описание «каркаса» электронного курса слушателя составляет содержание его выпускной квалификационной работы (ВКР).

- Предусмотрена ли программой открытая зашита ВКР?

- Конечно. Как любая программа повышения квалификации, «Методология…» предусматривает открытую защиту ВКР. Но поскольку программа является дистанционной, защита происходит не очно, а в режиме вебинара.

Все участвующие в вебинаре слушатели, наряду с членами комиссии, могут задавать защищающимся свои вопросы – этим обеспечивается открытость защиты.

Видеозаписи вебинаров по защите ВКР (как и видеозаписи всех вебинаров, проводимых в процессе обучения группы) размещаются в дистанционном курсе «Методология…» и составляют его учебный контент.

Защита ВКР слушателей 8-й группы показала отличные результаты: все защитившиеся получили максимальный балл.

- Из названия программы вытекает, что слушатели обучаются не только разработке электронных курсов, но и их использованию в учебном процессе…

- Да, это так. Создавая свой электронный курс, каждый слушатель программы должен быть изначально нацелен на его использование. Он должен чётко понимать, для чего и каким образом будет использован каждый элемент курса, как будет обеспечиваться его обратная связь со студентами и общение студентов между собой в рамках учебного процесса, как будет осуществляться оценка достигнутых студентами результатов обучения.

Одним из преимуществ электронных курсов перед печатными учебными пособиями является то, что преподаватель может начать их использование уже в процессе создания, не дожидаясь окончания процесса разработки курса. Более того, преподаватель может активно привлекать студентов к разработке курсов. Так, например, можно поручить студенту подобрать дополнительные материалы по курсу, найти релевантные интернет-источники, придумать задание. В дистанционном обучение есть понятие peer-to-peer grading, то есть оценивание заданий друг друга самими обучаемыми. Как показывает практика, проверка чужих заданий может быть очень эффективным инструментом обучения (если, конечно, она правильно организована).

Таким образом, можно говорить о том, что при обучении онлайн роли студента и преподавателя начинают сближаться – студенты начинают выполнять часть функций, которые в традиционном обучении были исключительно прерогативой преподавателя.

На программу «Методология…» нередко записываются слушатели, уже имеющие опыт электронного обучения, но желающие получить ещё больше знаний и навыков. Очень полезен бывает обмен этим опытом между слушателями программы – поэтому первый вопрос, который задаётся слушателям на защите ВКР звучит так: «Как Вы используете (или собираетесь использовать) свой электронный курс в обучении студентов?».

Среди слушателей 8-й группы были два преподавателя кафедры Иностранных языков, опыт которых заслуживает отдельного внимания. Это – доценты Алла Сергеевна Крылова и Елена Юрьевна Лаптева, которые в 2017 году были победителями Конкурса «Лучший автор электронных курсов КНИТУ-КАИ» [6], а в начале июня этого года Алла Сергеевна Крылова заняла 3-е место в Конкурсе «Лучшие педагогические работники КНИТУ-КАИ» [7].

Анализу опыта использования электронных курсов этими и другими преподавателями КНИТУ-КАИ мы посвятим наши последующие публикации в рубрике «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ.

Уважаемые коллеги! Коллектив ОЭТвО открыт для обсуждения любых аспектов электронного обучения в КНИТУ-КАИ, в том числе и вопросов создания МООК. Для связи с Отделом ЭТвО вы можете использовать:

Ждём Ваших вопросов и предложений.

Источники:

1. Преподаватели КАИ повышают квалификацию в сфере электронного обучения // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 02.11.2018.

2. Учимся дистанционно // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 24.01.2018.

3. Электронное обучение в КНИТУ-КАИ: итоги года и новые задачи // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 12.01.2018.

4. Методология создания и использования электронных курсов // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 20.10.2017.

5. Преподаватели КНИТУ-КАИ успешно осваивают современные образовательные технологии // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 30.06.2017.

6. Поздравляем победителей Конкурса на звание «Лучший автор электронных курсов КНИТУ-КАИ в 2016-17 учебном году» (по итогам осеннего семестра) // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 30.05.2017.

7. Ринат Минязев – лучший преподаватель КНИТУ-КАИ // Материал рубрики «Новости электронного обучения» Портала КНИТУ-КАИ от 05.06.2019.


Автор:
Отдел электронных технологий в образовании

Публикатор Публикатор

true true true true true true true true true

Лицеисты СУНЦ КАИ стали победителями Всероссийского «Техно-вызова»

28.03.2024

Трое семиклассников Инженерного лицея-интерната КНИТУ-КАИ привезли дипломы лидеров состязания в номинации «Аддитивные технологии»

КНИТУ-КАИ: в фокусе – управление человеческим капиталом

27.03.2024

В университете прошла проектно-аналитическая сессия с экспертами «Социоцентра»

Студентка КИТ КАИ стала «Медийщиком года» в Татарстане

27.03.2024

Состоялся финал Республиканской премии для обучающихся профессиональных образовательных организаций «Достижение года – 2023»

99 лет отметил ветеран КАИ Файзулхак Газизович Газизуллин

27.03.2024

Профессор-экономист, участник Парада Победы - 1945, живая легенда КАИ, Файзулхак Газизович принимал поздравления от коллег

На базе КНИТУ-КАИ появился новый диссертационный совет

26.03.2024

Министерство науки и высшего образования опубликовало приказ о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций

Ученые КНИТУ-КАИ запатентовали новый способ изготовления оснастки

26.03.2024

Обновленная оснастка уже внедрена в производство на АО «УЗГА», АО «Кронштадт», АО «ИЭМЗ «Купол» и АО «ПРОМТЕХ-Ульяновск»

КНИТУ-КАИ приглашает всех на «Научный Бум»!

26.03.2024

Всероссийский карьерный форум «Научный BOOM» стартует 29 марта на площадке 8-го здания университета

В КНИТУ-КАИ обсудили перспективное развитие с экспертами «Социоцентра»

25.03.2024

С 25 по 27 марта в университете проходит проектно-аналитическая сессия (ПАС) по реализации программы «Приоритет 2030»

Студенты ИИЭиП заявили о себе на федеральных площадках

25.03.2024

Инсаф Тагиров и Рамиль Садыков вернулись из Москвы с новыми компетенциями